Обо мне

Моя фотография
Я знаю, о чем говорю.
...то, что не высказал я, сильнее того, что сказал...
Рубоко Шо

"Нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь и кого согрели!"
Джоанн Харис
"Шоколад"

Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему, который отовсюду уходит с пустыми руками.

Хун Цзычен

понедельник, 17 января 2011 г.

О слушателях и говорящих

     Я преклоняюсь перед великими мастерами произносимого слова – святителем Иоанном Златоустом, Марком Туллием Цицероном, Анатолием Федоровичем Кони, Федором Никифоровичем Плевако. Преклоняюсь, потому что завидую по-хорошему их таланту, потому – что самому приходится говорить о чем-то в залах, наполненных детьми и молодежью…

      Признаться, каждое такое выступление – это каждый раз для меня сильнейшее эмоциональное потрясение. К примеру, выступаешь в ПТУ. Выглянешь так из-за кулис, а в несколькосотенном зале – чего только не происходит! Кто-то с товарищем в картишки перебрасывается, какая-то компания галдит, кто-то просто откровенно дремлет, у кого-то на соседнем ряду любовь сидит… А воздух… Воздух просто насквозь пропитан удивлением и невысказанными вопросами, типа: «Что мы тут забыли? Лучше бы пораньше домой отпустили!»
У самого же, хоть это, может, и пятидесятое выступление, – предательская слабость в руках и ногах, а в сердце – легкий такой салат из росточков паники и листочков ужаса: «Ну что, что я им скажу?! Конец учебного дня – каждому из сидящих в зале вполне законно хочется побыстрее оказаться за поднадоевшими за шесть уроков стенами… А тут – какой-то зануда в рясе!» И как раз перед тем, как я собираюсь вспомнить, с какой шутки планировал начать лекцию, дежурный педагог подает знак, что пора начинать. В голове только и пульсирует: «Господи! Выручай!!!»…

    Организм, чувствуя крайнее напряжение души, выбрасывает в кровь добрый стакан адреналина… И уже через несколько минут я – это не я. В голове как будто работает пара двуядерных процессоров, сердце превратилось в урановый генератор энергии, а тело слушается будто не меня, а учебник актерского мастерства мэтра Станиславского… Говоришь, и чувствуешь каждого из сидящих в зале – их глаза, выражение лиц, настроенность… Ты весь – одно сплошное желание: «Только бы поняли! Только бы дошло!»

      Каждая такая лекция – это сложное состязание, в котором противниками говорящего выступают сразу несколько весьма влиятельных врагов, собирающихся разбить лагеря прямо в аудитории: скука, сонливость, усталость, безразличие, предубежденность и скепсис.

     Удалось увлечь аудиторию, удержал в течение часа внимание слушателей, увидел в их глазах осознание и понимание – молодец! Ты послужил хорошим инструментом в руках Господа. Но если случился провал, если ты не смог заинтересовать, зажечь, увлечь – виноват ты. Аудитория была неотзывчивой? А ты ожидал чего? Шквала оваций при виде тебя? Радостных лиц от одной встречи с тобой?..

     Я глубоко убежден, что пока человек не достиг святости, когда каждая его фраза будет настолько проникнута любовью, что сможет перевернуть сердце любого человека, он должен тщательно и долго готовиться к каждому выступлению перед большой аудиторией. Но мало только подготовить информацию. Надо продумать свое перемещение по залу, мимику и  интонацию – эти мощнейшие средства воздействия на публику. Надо запастись несколькими дерзкими мыслями, задиристыми фразами и шутками – они помогут вытащить слушателя из болота сонливости.  Обязательно следует запастись «НЗ» – двумя-тремя очень сильными по эмоциональному воздействию на предполагаемую аудиторию жизненными историями  на соответствующую тему (они пригодятся, когда лекция будет на грани провала)… И выходить к слушателям можно только в том случае, если ты будешь сам очень неплохо владеть контраргументацией к собственным мыслям и идеям.

     Да, сложнейшее это искусство – умение говорить! Но я глубоко убежден, что труды, затраченные на постижение риторики, окупятся с лихвой. Не зря в одной восточной притче некий претендент на престол выбрал себе в помощники не армию, а талантливого оратора. И победил всех конкурентов! Воистину: владеющий словом – владеет умами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий