Очень непростая школа
Работа с детьми-сиротами – это очень непростая школа, особенностью которой являются ежедневные экзамены и ежечасные контрольные работы, причем иногда по теме, которую ты еще даже не проходил. Оценки в этой школе не отличаются разнообразием: либо у тебя все получилось на «отлично», либо ты допустил ошибку и в лучшем случае получил «кол» (в худшем – тебя выгоняют из школы).
Почему школа? Все просто. Человек, который постоянно находится в контакте с детьми-сиротами, довольно сильно меняется. Во-первых, его сердце закаляется и покрывается рубцами. Какие, к примеру, чувства овладеют вами, когда вы узнаете подробности из жизни ребенка-сироты: мама зарезала папу при детях, отчим-алкоголик подвергал насилию, сестра работала проституткой, чтобы прокормить младших детей и т. д.? Нормальный человек переполнится жалостью, услышав все это. А вот жалости испытывать как раз и нельзя! Ваша жалость помешает вам трезво наказывать или поощрять ребенка, ваша жалость позволит ему интуитивно выбрать потребительский стиль общения с вами, ваша жалость не позволит вам источать жизнелюбие и радость, которые так необходимы в работе с детьми. А подавление добрых чувств неминуемо оставляет на сердце рубцы – отсюда и закалка сердца.
Во-вторых, вы учитесь большо-о-ому терпению: попробуйте сдержать все отрицательные эмоции, видя, как вас кто-то обманывает или использует в своих целях, как ваши тяжелейшие воспитательные усилия долго не приносят видимых результатов, как горят жестокостью, черствостью и просто безграничным упрямством детские глаза! Попробуйте в состоянии крайнего возмущения и сильной обиды напомнить себе, что злость надо направлять на поступок ребенка, а не на него самого! Научиться этому непросто.
В-третьих, вы привыкаете следить за собой: к вам постоянно обращены десятки пар детских глаз. Достаточно всего лишь одного поступка, который просто может быть неверно истолкован детьми – и вашему авторитету будет нанесен непоправимый ущерб.
Перечисленное выше – всего лишь небольшая часть предметов, изучаемых в описываемой мною школе жизни. И все они – как на подбор: один сложнее другого…
Почему в нашей школе так часты экзамены и контрольные работы? А потому, что почти каждый час вам приходится принимать решения, которые требуют мобилизации всех ваших знаний, умений и способностей. Вот, к примеру, вы пошли с малознакомыми детьми в поход. Нужно носить дрова и готовить пищу, а на вашу просьбу вы получаете хорошо замаскированное предложение идти куда-нибудь подальше… Ваши действия? Заставлять силой, делая невозможным дальнейший душевный контакт с детьми? Делать все самому, теряя авторитет? Уговаривать? А как? Вы детям еще не друг, пригрозить ничем для них значимым не можете… Вот и экзамен. Неправильное решение либо отдалит от вас ребенка (это и есть «кол»), либо вообще возведет между вами непреодолимую стену (это равносильно исключению из школы). А ведь очень часто случается то, к чему вы не были готовы; то, о чем хотели подумать только завтра, то, что вы «еще не проходили»…
При таком раскладе каждая ваша серьезная беседа с кем-то из детей, каждое мероприятие, каждая проблема – это проверка вашего права идти дальше, проверка – можете ли вы делать и завтра то, что делаете сегодня.
Вообще же, людей, работающих с детьми-сиротами, я склонен считать представителями некоего особого народа, заметно отличающегося от других жителей нашей страны. Почему – объяснить трудно. Просто надо самому попробовать войти в их ряды – тогда станет понятнее.
Работа с детьми-сиротами – это очень непростая школа, особенностью которой являются ежедневные экзамены и ежечасные контрольные работы, причем иногда по теме, которую ты еще даже не проходил. Оценки в этой школе не отличаются разнообразием: либо у тебя все получилось на «отлично», либо ты допустил ошибку и в лучшем случае получил «кол» (в худшем – тебя выгоняют из школы).
Почему школа? Все просто. Человек, который постоянно находится в контакте с детьми-сиротами, довольно сильно меняется. Во-первых, его сердце закаляется и покрывается рубцами. Какие, к примеру, чувства овладеют вами, когда вы узнаете подробности из жизни ребенка-сироты: мама зарезала папу при детях, отчим-алкоголик подвергал насилию, сестра работала проституткой, чтобы прокормить младших детей и т. д.? Нормальный человек переполнится жалостью, услышав все это. А вот жалости испытывать как раз и нельзя! Ваша жалость помешает вам трезво наказывать или поощрять ребенка, ваша жалость позволит ему интуитивно выбрать потребительский стиль общения с вами, ваша жалость не позволит вам источать жизнелюбие и радость, которые так необходимы в работе с детьми. А подавление добрых чувств неминуемо оставляет на сердце рубцы – отсюда и закалка сердца.
Во-вторых, вы учитесь большо-о-ому терпению: попробуйте сдержать все отрицательные эмоции, видя, как вас кто-то обманывает или использует в своих целях, как ваши тяжелейшие воспитательные усилия долго не приносят видимых результатов, как горят жестокостью, черствостью и просто безграничным упрямством детские глаза! Попробуйте в состоянии крайнего возмущения и сильной обиды напомнить себе, что злость надо направлять на поступок ребенка, а не на него самого! Научиться этому непросто.
В-третьих, вы привыкаете следить за собой: к вам постоянно обращены десятки пар детских глаз. Достаточно всего лишь одного поступка, который просто может быть неверно истолкован детьми – и вашему авторитету будет нанесен непоправимый ущерб.
Перечисленное выше – всего лишь небольшая часть предметов, изучаемых в описываемой мною школе жизни. И все они – как на подбор: один сложнее другого…
Почему в нашей школе так часты экзамены и контрольные работы? А потому, что почти каждый час вам приходится принимать решения, которые требуют мобилизации всех ваших знаний, умений и способностей. Вот, к примеру, вы пошли с малознакомыми детьми в поход. Нужно носить дрова и готовить пищу, а на вашу просьбу вы получаете хорошо замаскированное предложение идти куда-нибудь подальше… Ваши действия? Заставлять силой, делая невозможным дальнейший душевный контакт с детьми? Делать все самому, теряя авторитет? Уговаривать? А как? Вы детям еще не друг, пригрозить ничем для них значимым не можете… Вот и экзамен. Неправильное решение либо отдалит от вас ребенка (это и есть «кол»), либо вообще возведет между вами непреодолимую стену (это равносильно исключению из школы). А ведь очень часто случается то, к чему вы не были готовы; то, о чем хотели подумать только завтра, то, что вы «еще не проходили»…
При таком раскладе каждая ваша серьезная беседа с кем-то из детей, каждое мероприятие, каждая проблема – это проверка вашего права идти дальше, проверка – можете ли вы делать и завтра то, что делаете сегодня.
Вообще же, людей, работающих с детьми-сиротами, я склонен считать представителями некоего особого народа, заметно отличающегося от других жителей нашей страны. Почему – объяснить трудно. Просто надо самому попробовать войти в их ряды – тогда станет понятнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий