Обо мне

Моя фотография
Я знаю, о чем говорю.
...то, что не высказал я, сильнее того, что сказал...
Рубоко Шо

"Нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь и кого согрели!"
Джоанн Харис
"Шоколад"

Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему, который отовсюду уходит с пустыми руками.

Хун Цзычен

пятница, 4 марта 2011 г.

     Ловушка для мозга
     Мне часто приходится беседовать с людьми, которые серьезно задают очень неудобные вопросы. «Почему мир несправедлив? Почему страдают невинные? Почему нет ответа на наши молитвы?» Почему, почему, почему?..

     Зная, что чаще всего волнует взрослых людей, я стараюсь соответствующим образом направлять и свои беседы с молодежью – делаю, так сказать, прививку заранее от мучительных вопросов зрелого возраста. При этом, прежде чем сказать какой-нибудь тезис христианского мировоззрения, я подбираю к нему как можно больше возражений и критики. Соответственно, ищу и контраргументы, чтобы быть готовым к любым спорам и возражениям.

      Но однажды я оказался заложником собственного «оружия»…

     Прорабатывая десятки раз в голове каждую тему беседы, я привык относиться к тезисам примерно так, как повар относится к пищевым ингредиентам, и стал пользоваться ими так, как слесарь пользуется своими инструментами. Вполне естественно, что после этого известные мне аргументы потеряли для меня легкий налет некоей… трансцендентности, что ли? Исчез и балласт авторитетности их возраста и авторства: теперь всякое утверждение для меня стало иметь ценность исключительно само по себе, благодаря своему содержанию, а не сопутствующим сведениям.

     Весь мой арсенал ответов на «сложные» вопросы христианства был у меня в прекрасном состоянии: я знал, в каком случае и какой довод лучше применим, что воспримется собеседниками полностью, а что не подойдет в данной ситуации вообще… Но такой подход неизбежно привел меня к знанию не только сильных сторон каждой апологетической мысли, но и ее недостатков... Впрочем, это меня нисколько не смущало (ведь мы в жизни часто прощаем недостатки себе и тому, что нам дорого).

     Но однажды меня, что называется, «переклинило». Был некий период, когда и без того высокое напряжение моей жизни по разным причинам увеличилось в несколько раз. Размышляя над всем происходящим, я решил попробовать провести разъяснительную беседу сам с собой. Но когда те вопросы, на которые я приобрел навык убедительно, правдиво и – главное – понятно отвечать, стали передо мной, я не нашел ни одного полностью удовлетворяющего меня ответа! Ничто из того, что я знал, не казалось мне абсолютным – во всем я уже находил изъян либо раньше, когда готовился к выступлениям, либо сейчас!

     Признаться, я оказался совершенно не готов к этому. Привыкший быть во всеоружии знания, хитрости и логики, я оказался не то что незащищенным перед самим собой, но даже абсолютно голым! Обнаружив такое положение вещей, я даже на какое-то время перестал говорить с людьми о чем бы то ни было, связанным с христианством: я считал нечестным учить тому, в чем сам хотя бы на долю процента не до конца разобрался.

     Спасаясь от надвигающегося разочарования, я искал ответ всеми силами мозга и души. Но становилось только хуже («Остапа понесло!»). Я, признаться, уже подумал, что «все!» – сейчас будет разваливаться моя вера, которую когда-то я так не просто приобрел»…

     Но весь этот шквал прервал один звонок. Звонил мне ночью знакомый, который вроде и хочет прийти к христианству, но никак не может бросить остатки языческого гнилья, которые прицепились к его сердцу. Я слушал его, мягко говоря, странные речи минут двадцать, пока совершенно ясно не понял (уже в который раз!) одной вещи – с Богом, в христианстве быть безмерно лучше, чем без Него и непонятно где. Ушла сверлившая душу боль непонимания, и я снова смог взглянуть на небо свободными от пелены претензий и слез недоумения глазами…

     Нашел ли я ответы на мучавшие меня вопросы? Думаю, что в привычном смысле нашего ограниченного правилами логики мышления – нет. Скорее, я их прочувствовал. Но главная вещь, которую я вынес для себя из этого урока – это собственным опытом проверенное знание того, что разум может заблудиться без сердца. Как, впрочем, и сердце без разума.

1 комментарий:

  1. Думаю,что такие периоды бывают у каждого. Замечательно,что у Вас получилось выйти из такого состояния... Талант...

    ОтветитьУдалить